Афазия у детей встречается гораздо реже, чем у взрослых. Но при таком заболевании речь идет только о тех нарушениях, которые происходят после формирования речи, а раннее ее развитие протекало в свое время в пределах возрастной нормы.
На данный момент регистрируется 1% детей по всему миру, страдающих афазией, среди них больше мальчиков.
Причины возникновения афазии в детском возрасте такие же, как и взрослых — опухолевые процессы, травматические мозговые повреждения, инфекции. У детей практически не встречаются острые нарушения мозгового кровообращения в виде инсультов. Клиническая картина афазии в детском возрасте полностью копирует таковую у взрослого человека.
Тем не менее, есть определенные отличия афазии у маленьких пациентов. Заключаются они в том, что при самом тяжелом поражении обратное развитие наступает достаточно быстро. Прогноз перестает быть благоприятным только в том случае, если в течение нескольких недель никакой положительной динамики не наблюдается.
Афазия является серьезной неврологической проблемой и, несмотря на то, что у взрослых выделяется множество форм подобного заболевания, у детей оно на самом деле не представлено таким большим количеством.
У малышей, которые еще не начали посещать школу, просто не может развиваться такое же разнообразное количество речевых расстройств, как это бывает у взрослых пациентов. Это связано с тем, что сама речевая функция еще не достигает к этому возрасту своего окончательного развития, а поэтому невозможно встретить у детей семантическую или динамическую афазию, чаще всего регистрируется моторная или сенсорная.
Чем младше ребенок с подобного вида нарушениями, тем менее выраженная и красочная наблюдается клиническая картина этих нарушений. Поэтому незрелость системы речи и проявляется у детей в виде ограниченности изменений, которые характерны для проявления патологии речи в зрелом возрасте.
Необходимо дифференцировать у детей афазию и алалию. При обоих заболеваниях диагностируются отклонения в фонетике, грамматике и лексике, поэтому провести четкую границу между этими отклонениями бывает сложно. Особенности ведения и тех, и других пациентов в раннем детстве и методики лечения имеют большое сходство.
Основная разница состоит в целевом походе к проблеме. У алаликов нарушения возникают на уровне внутриутробного развития, поэтому целью врача является обучение таких пациентов навыкам речи, а при афазии речь нарушается после ее формирования, и поэтому при лечении речь идет о восстановлении.
Клинические проявления
Начальная симптоматика заболевания может проявляться в невозможности или большом затруднении при подборе необходимого слова или замена его определением. Это не имеет отношения к ухудшению функции запоминания.
У детей с афазией нарушается временное восприятие, и они затрудняются воспроизвести последовательность действий, разложив их в хронологическом порядке. Нередко такой ребенок не вступает в разговоры самостоятельно, а на вопросы отвечает односложно, или совсем отказывается отвечать, иногда больной малыш при любой ситуации может повторять одну и ту же фразу.
Есть также варианты заболевания, при которых ребенок активно вступает в разговор, но говорить длинные, бессмысленные фразы, состоящие из набора слов. Дети с афазией могут с трудом воспринимать речь, которая к ним обращена, особенно если она состоит из набора сложных оборотов и длинных предложений, но работа органов слуха у него не нарушается. Короткие и лаконичные фразы воспринимаются гораздо легче.
При моторном варианте афазии ребенок полностью понимает все, о чем говорят люди, но не может полноценно отвечать. У него страдает не только речь, но и возможность составления предложений в письменном виде. Имеется в наличии и аграмматизм — пропускание предлогов, отсутствие использования окончаний для связки слов. Еще один признак этого нарушения — вставление коротких слов, не имеющих логического смысла, в любое предложение.
Если такому ребенку предложить переписать чужой текст, то он это сделает с легкостью. Однако свободно изложить мысли после прочитывания или под диктовку он не сможет. Также возникает и трудности в написании вольного сочинения. Чтение для него становится также затруднительно. Если афазия началась в том возрасте, когда малыш еще не научился читать, то обучение этому при моторной форме афазии занимает очень длительное время и не всегда приводит к положительному результату.
Диагностика и лечение
Обследование детей с афазией заключается, прежде всего, в обнаружении патологического очага. Для этого производится сканирование мозга. При этом особую важность имеет лечение причин, которые вызвали такое отклонение.
Терапевтические мероприятия для таких детей включают групповые занятия с целью обучения письму и чтению. Необходимы регулярные индивидуальные занятия с логопедом, в его задачу входит не только обучение детей с афазией навыкам речи, но и работа с родителями, обучение их правильному обращению и выполнению упражнений с ребенком дома.
Лечение афазии у детей при повреждении обширных участков мозга редко бывает очень эффективным, положительная динамика получается в результате образования новых нейронных связей в центральной нервной системе, или восстановления некоторых структур головного мозга.
Очень важную роль играет в возможности выздоровления помощь и поддержка родителей, регулярные занятия с малышом. Необходимо постоянно стараться поддерживать разговор, задавать ребенку вопросы, внимательно и без спешки выслушивать его ответы, давать ему возможность без подсказок делать по мере возможности все самостоятельно, изредка только оказывая небольшую помощь.
При такой разновидности, как моторная афазия, у ребенка сохраняется критическое отношение к себе, он понимает, что говорит неправильно, и может замкнуться. Такой процесс приведет к еще большему усугублению проблемы. Для того чтобы этого избежать, необходимы занятия с психологом, которые поможет обрести уверенность в себе, а соответственно, и повлиять на возможности успешного восстановления речи и письма.